Концептуальная система «онтологического символизма» как мировоззренческая основа идеологии Русского мира в историческом пространстве глобального социума

«Человек рожден прежде всего для созерцания: оно возносит его дух и делает его окрыленным человеком; если он сумеет верно пользоваться этими крыльями, то он сможет осуществить свое призвание на земле»  

Иван Ильин. 

 

Главной особенностью современной эпохи в развитии человечества является глобализация мирового сообществакак пространства духовной консолидации коллективнойжизни людей и ее подчинения всеобщим требованиямразумной деятельности, направляемой логикойуниверсальных законов «объективной реальности».Общество по своей разумной сути есть способ совместной жизни людей на основе естественных законов продолжения человеческого рода, коллективного производства средств существования и взаимного общения с целью познания окружающей природы как саморазвивающейся, целостной реальности в необходимой взаимосвязи ее внутренних свойств. Отступление действий людей от всеобщих законов объективной реальности ведет к возникновению «глобальных проблем», угрожающих мировому сообществу катастрофическими последствиями,показавших свою действительность в распространениисмертельного Коронавируса, в необычной динамике погодных условий, представленных природными катаклизмами. Мировой социум приблизился ныне к «границам» роста произвольной, «свободной», саморазрушительной деятельности людских масс и зависнад пропастью исторической гибели человечества, все болеенапоминающего своими делами поведение «Человека Безумного». «Человечество, — предупреждал современников более полувека назад зарубежный русский мыслитель Иван Ильин, — подошло к пропасти, не замечая ее, воображая, что оно творит «новую культуру» и осуществляет великий прогресс «свободы» и «гуманности»;а на самом деле оно создавало бескрылую, декадентскую псевдокультуру, подрывающую свободу и отрекающуюся от гуманности. Оно не замечает главного, а именно: омертвления своего сердца и своей духовности и обессиления своего творческого акта» (Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.:  «Издательство АСТ», 2003 — 694 с., с. 501). 

В пространстве глобального социума род людскойдолжен будет на практике разрешить для себя главную проблему мировой реальности о ЖИЗНИ и СМЕРТИ, о разумном и безумном состоянии сущего, о «целостном» и «локальном» существовании. Сегодня «будущее» мирового сообщества оказалось «открытым вопросом»исторического выбора людей, реализация которого определит в ближайшее десятилетие конечную судьбу человечества – или его всемирное пробуждение к одухотворенной жизни, или же гибель от собственного безумия. Коренная суть этой тайны все отчетливеепроступает на поверхности практической жизни мировогосообщества, требуя от научной мысли уяснения разумной«целостности» объективной реальности и целенаправленного утверждения ее универсальных требований в качестве главных ориентиров созидательных усилий человечества. «Если исследователю удается предвосхитить эту тайну в «большом мире» (в макрокосме),— полагает Иван Ильин, — то он сумеет восчувствовать ее и в своем «малом обломке» (в микрокосме); и тогда его, неизбежное для всякого исследователя, «упрощение» не будет иметь дурного влияния на его познание. Напротив, выделенный обломок мира станет для исследователя как бы «представителем» мировой тайны, Божьим иероглифом, или как бы входной дверью в познаваемую предметную глубину бытия» (Ильин И.А. Указ. соч. —  С. 499). 

Целостный «разум» конструктивного общения людей получает свое предметно-символьное выражениев облике национальных языков, взаимодействие которых в пространстве глобального социума и должно открыть человечеству созидательные цели социально-исторического процесса, стать генеральным руководством действий народных масс в претворении разумного будущего. Поскольку «коллективный разум» человеческих сообществ утверждает свою «содержательную полноту» в языковой практике отдельных лиц, стран и народов, государств и цивилизаций, постольку максимально «разумную проекцию» объективной реальности и жизни консолидированного человечества следует определить понятием «онтологический символизм», утверждающим первоосновой разумной целостности бытия закономерную связь символических форм вербального общения людей. Данное понимание имеет в мировой культуре давние традиции и обрело в христианской религии сакральное значение: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн: I–1).

Продолжением и углублением мировоззренческой традиции христианской религии в символьном понимании творческой сути бытия стали концептуальные разработкирусских мыслителей Нового  и Новейшего времени по логической систематизации и содержательному развитиюидеологии «онтологического символизма», начиная с сочинений М.В.Ломоносова и Гр.Сковороды, А.Н.Радищева и К.С.Аксакова до трудов философов ХХ столетия в лице П.Флоренского и С.Н.Булгакова, А.Белого и А.Ф.Лосева. Мое участие в осмыслении идейного горизонтаданного учения получило на рубеже столетий научно-философское выражение в книгах «Русский путь: Опыт этнолингвистической философии» (Гореликов Л.А., Лисицына Т.А. - Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого 1999 – 384 с.), «На пути к очевидности: социально-исторические начала методологии целостности» (Великий Новгород: НовГУ. им. Ярослава Мудрого, 2005 - 255 с.);«"Язык образования и образование языка" - инновационный императив России XXI века»  (Т. А. Лисицына, Л. А. Гореликов. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. - 402 с). Ныне рационально-философская система «онтологического символизма» должна на практике доказать свою эффективность в преодолении глобальных угроз, показать творческую силу собственных утверждений в научном проектированииразумного будущего человечества (Л.А. Гореликов, Идейные начала современного «русского мировоззрения» в научно-философской концепции «онтологического символизма» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22199, 16.06.2016; Л.А.Гореликов. Логика целостности в концептуальной научно-философской системе «онтологического символизма» / Русско-славянское вече. – 27.09.2018 / http://rodveche.ru/node/310).

Генеральным «субъектом» в деле спасениячеловечества от нарастающего вала смертельных угроздолжен стать Русский мир как духовно-нравственная основаСеверной цивилизации, наиболее подготовленной суровым климатом своей природной среды к жизненным испытаниям и нацеленной объективным ходом социально-исторического процесса  к утверждению братской солидарности стран и народов в претворении разумного будущего. Для успехов в выполнении своей общечеловеческой миссии Русский мир был нравственно закален глобальными битвами ХХ века и концептуально просвещен открытиями современной научно-философской мысли, раздвинувшей логикой научного познания исторические контуры природного бытия с 10-20 млрд лет в понимании физики прошлого столетия до 1 трлн. 259-289 млрд лет в темпоральныхвычислениях нашего времени (Л.А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16879, 10.10.2011). Полноценная реализация этого новогомировоззрения в исторической практике человечества требует, чтобы передовая научная мысль направляла развитие мирового сообщества, утвердила себя ведущей социальной силой общественной жизни, сталаконцептуальным руководством разумных действий народных масс в пространстве глобального социума.«Но это означает, —  подчеркивал в свое время Иван Ильин, —  что человечество должно приступить к великому, перестраивающему обновлению души и духа: оно должно пересмотреть строение своих культурно-творящих актов, признать их исторически сложившуюся несостоятельность, восполнить их, усовершенствовать и открыть себе новые пути ко всем великим Богоданным предметам» (Ильин И.А. Указ. соч. - С. 501). Глобализация социума требуетрадикального обновления генеральных субъектов всемирно-исторического процесса, в том числе и главных деятелей Русского мира.

В историческом генезисе Русского мира можно выделить 3 основные эпохи – исторического рождения, социального становления и творческого саморазвития. Этот русский исторический путь был намечен в своем державном начале  стародавней эпохой Новгородско-Киево-Владимирской Руси: от времен Рюрика до нашествия монголов в ХIII столетии. Свой всемирный социальный размах Русский мир обрел в текущую эпоху существования Московско-Петербургской России: от падения в конце XV власти Золотой орды над Московской Русью до настоящеговремени. Наконец, свое духовно-творческое развитие Русский мир должен будет получить в  нарождающемся ныне глобальном социуме. Если идейным руководствомпервого этапа русской истории был принцип «нравственного тождества» как выражения незыблемости религиозной веры в управлении жизнью людей, а практической установкой второго этапа стал принцип «философского скептицизма» как выражения роста духовной свободы в гражданском самоопределении народных масс, то пространство глобального социума утверждает своим идейным ориентиром в освоениимировой целостности требование «конструктивного единства» научного мышления.

Если дух религиозной веры в максимальной степени укрепился в самосознании украинских малороссов, то «нравственный релятивизм» общественной мысли внаибольшей мере укоренился в рассудочном характеревеликороссов, увидевших в «социальном нигилизме» и «гражданском скептицизме» безграничность своих жизненных возможностей, практической реализацией которых и стало советское и постсоветское время. Но вглобальном социуме не догматизм религии и не критицизм философии, а созидательный разум Науки служит идейным наставником общественной практики, заставляя все мировое сообщество, в том числе и Русский мир, перестраивать свои привычки в согласии с требованиями объективированного, предметно ориентированного научного мышления. 

В ХХ веке историческая Россия стала пространством социальных экспериментов —  первоначально советско-пролетарского, а теперь либерально-капиталистического. Главной особенностью осуществления советского проекта в построении общества социальной справедливости стала генерализация общественной собственности на средства производства и учреждение в регионах традиционного проживания отдельных этнических сообществ национально-республиканских органов власти с разделением социального пространства Русского мира на самостоятельные потоки государственной жизни украинских малороссов, российских великороссов и белорусов. На рубеже столетий постсоветская РФ оказаласьглавным объектом в постановке «либерального» социального эксперимента по определению возможностей выживания общественного организма помимо какой-либо идеологии, без духовных скреп общественной жизни, лишь за счет меркантильного влечения людей к коммерческой выгоде в общении друг с другом. Наглядным примером функционирования такой модели общественного устройства служит жизнь США как государственного объединения не народов, а территорий, организованных на приоритетной основе прав индивидуальных граждан, связанных между собой узами взаимного правового договора. Сегодня мы воочию наблюдаем разложение данной моделиобщественной жизни в нарастающем хаосе социальной реальности североамериканских штатов. Но в еще большей мере угроза социального кризиса присутствует в жизненном  пространстве российского общества как объединения национальных сообществ, изначально настроенных своей этнической природой на действительность духовного объединения народных масс, отвергающих бездуховный, сугубо меркантильный стиль жизни.

Дальнейшая судьба Российской Федерации без восстановления в ее социальном укладе духовной, консолидирующей роли русского этноса выглядит в пространстве глобального социума крайне проблематичной. На протяжении всего ХХ века воля русского этноса в делах управления российской действительностью все более угасала, очевидным свидетельством чего стал развал СССР и последующая «стагнация» российского общества в своем производственном росте. Для спасения России от полного краха надо духовно возродить русский этнос, социальнопробудить его разум к историческому действию. Радикальным способом такого социального возрождения могло бы стать образование в рамках федеративной целостности особой «русской национально-государственной автономии» в облике «Конфедерации Русских Земель», способной своей «организационной растянутостью» по территории всей России укрепить ее социально-политическое единство.

Сегодня в условиях нарастающего нравственного кризиса Русского мира, когда великорусский этнос исчерпал свои силы в обустройстве общероссийского будущего, аукраинский социум отверг идеологию восточнославянского братства ради прелестей европейской жизни, роль нравственного лидера русских масс должен взять на себя белорусский этнос. Поэтому республика Беларусь должна стать идейным первопроходцем Русского мира в реалияхглобального социума.

Два образа будущего открываются ныне перед русским людом – или окончательное крушение РФ с дальнейшей катастрофой всего Русского мира, или же самоутверждение Республики Беларусь в качестве нового выразителя политической воли всего русского народа. Но для продуктивной реализации белорусского проекта претворения Русского мира в пространстве глобального социума нужна радикально обновленная научная идеология, способная своим рациональным строем охватить все мироздание и найти оптимальные пути в утверждении достойного будущего. Такой идеологией «глобального разума» и должна стать научно-философская система «онтологического символизма», утверждающая законы языковой практики человечества первоосновой в претворении его разумного будущего. «Если же духовная любовь овладевает человеческим воображением, наполняет его своею силою и своим светом и указывает ему достойный предмет, —  говорит Иван Ильин о чудотворной способности духа, — то человек отдается духовному созерцанию: в нем образуется новый, чудесный орган духа, орган творчества, познания и жизни, который возносит и окрыляет его» (Ильин И.А. Указ. соч. —  С. 508).

История предлагает ныне белорусскому этносу сказать свое «чудесное Слово» в определении судьбы Русского мира и будущего всего человечества. Осуществление на практике этого предложения будет зависеть от политического выбора гражданами Республики Беларусь своего нового государственного лидера. Дай Бог, чтобы этот выбор оправдал себя перед лицом Высшей Воли…

 

Л.А.Гореликов – д.ф.н., профессор, академик Ноосфернойобщественной академии наук

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован