20 декабря 2012
10911

Приватизационный раскол

Сергей Черняховский

Борьба за контроль над госимуществом грозит правительству отставкой

Государственно-правовое управление администрации президента РФ подготовило законопроект, возвращающий президенту контроль над государственным имуществом и над приватизационными процессами.

И именно это, а не законы о митингах и выборах, может стать центральным мотивом политической борьбы в ближайший период. Вопрос в том, кто будет контролировать приватизацию и государственное имущество: сторонники "новой приватизации" из окружения Медведева, или ее противники из окружения Путина.

Когда-то этот контроль находился в руках у Ельцина. С усилением оппозиции и после установления ею контроля над парламентом, параллельно с негативными последствиями приватизации 90-х, его удалось передать правительству, то есть на тот момент - Черномырдину. Последний более сдержанно, чем Гайдар и Чубайс относился к этой проблеме и отчасти учитывал мнение коммунистов.

Ленин в свое время писал, что политика не там, где тысячи, а там, где миллионы и десятки миллионов. Речь шла о миллионах людей, участие которых в политике и определяет развитие политического процесса. Сегодня тоже самое можно сказать, имея ввиду миллионы и миллиарды рублей.

Центральным вопросом того, что называют реформами 90-х, был раздел собственности. Центральным вопросом 2000-х - установление над ней контроля: и новых групп, и государства. Центральный вопрос 2010-х - передел оставшейся или возвращенной государству собственности.

Этой собственности, как ни странно, пока еще много. По некоторым данным, государство сегодня держит в своих руках порядка 50 % всех предприятий страны. Центром реальной, но не всегда артикулируемой борьбы становится сегодня "вторая приватизация". В силу специфического состояния партийной системы России и большей частью непубличного характера этой борьбы выразителем позиций ее участников оказываются не партии, а структуры и институты государства.

Распоряжение госимуществом оказалось в руках рыночных консерваторов
Осенью Дмитрий Медведев объявил, что за три месяца его правительство приватизировало больше, чем прежнее за три года. И он же заявил, что вопрос приватизации - это вопрос не только пополнения бюджета, но и идеологии. И он прав - потому что идеология так или иначе всегда является классовой, выражая интересы стоящих за ней миллионов - либо миллионов людей, либо миллионов капитала.

То есть у такой политической группы, как новое правительство, и такой, как правительство старое (оно же сегодня - администрация президента) разное представление о том, в чьих руках должна находиться собственность в стране, и разная идеология.

В определяющих указах от 7 мая Владимир Путин в первый же день своего нового правления вывел ключевые отрасли - оборонный сектор, ТЭК и естественные монополии - из под программ приватизации, которые поручил подготовить правительству. Но у нового правительства и его идеологов абсолютно иное представление о судьбе этих отраслей. А по закону о правительстве РФ, именно оно обладает правом распоряжаться государственной собственностью.

И хотя есть указы Путина, правительство делает все, чтобы либо саботировать их выполнение в подобных вопросах, либо придать им собственную трактовку.

При этом, пользуясь правом распоряжения имуществом, оно пытается приватизировать то, что по указам под действие программ приватизации не подпадает. Отсюда, в частности, борьба вокруг участия "Роснефтегаза" в приватизации крупных компаний.

Основной довод в пользу приватизации - нужны деньги для исполнения социальных программ президента. Принимая этот довод окружение президента занимает позицию, согласно которой приватизация должна пройти так, чтобы государство не утрачивало контроль над экономикой и страна не возвращалась в ситуацию 90-х гг. По предлагаемой модели, акции крупных госпредприятий должны приобретать другие крупные государственные компании, имеющие достаточные для этого ресурсы. Тогда бюджет получит необходимые поступления и контроль над экономикой останется у государства.

Правительство это не устраивает именно по тем же соображениям - пусть деньги и будут получены, но раздать имущество в частные руки не получится. Не устраивает это и тех, кто уже лелеял надежды на выгодное получение госимущества.

К тому же сторонники президента исходят из того, что если и продавать по необходимости госкомпании в частные руки, то не сегодня, когда их рыночная цена относительно снижена в условиях кризиса, а тогда, когда она вырастет и продажа станет более выгодной.

Но сторонники премьера с этим не согласны, потому что те, чьи интересы они представляют, требует продажи именно сейчас, пока цены относительно невысоки.

Позиция первых - идеологически близка к социал-демократии, хотя и "правой", позиция вторых - к рыночному фундаментализму, выдаваемому за "либерализм".

Возникает парадокс: высшая государственная власть в стране находится в руках сторонников социального государства, но распоряжение имуществом - в руках рыночных консерваторов и сторонников манчестерского капитализма.

А ведь власть без контроля над собственностью неполноценна. Отсюда два варианта развития событий.

Требования отставки правительства нарастают
Более мягкий - контроль над приватизацией и госимуществом переходит в руки президента, и тогда правительство лишается возможности блокировать его социальную и промышленную политику, сосредотачиваясь на сугубо исполнительских функциях. При этом соблюдается ряд известных личных и клановых соглашений о распределении постов и должностей.

И жесткий - контроль над приватизацией остается у правительства как института, но уже в другом составе.

Правительство устами Игоря Шувалова уже дало понять, что выступает против подготовленных ГПУ поправок к федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" и к указу президента N986 от 30 сентября 1995 года "О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями".

Но идея поправок родилась не случайно и не спонтанно: полгода идет противостояние, его этапами можно считать и создание "Нефтяного клуба" под контролем сторонников президента, и последовавшая просьба его участников к Путину взять эту сферу под свой контроль, и создание комиссии при президенте по ТЭК, и споры вокруг полномочий этой комиссии.

За полгода стало ясно, что при формальной подчиненности правительства президенту идеологи его экономического курса не соглашаются на рабочее решение вопроса и будут упрямо противостоять позиции главы государства.

Требования отставки правительства нарастают - в обществе по одним причинам, в элитах - по другим, в администрации президента - по третьим.

Возможно, подготовленный проект перераспределения полномочий - последняя или одна из последних попыток решить вопрос в рамках "мирного" сценария.

Сегодня правительство настроено на то, чтобы блокировать его или выхолостить. Если так пойдет дальше, у Кремля не останется иного выхода, кроме отставки кабинета Медведева.
интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru).
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован